На протяжении практически всей мировой истории цветы композиция из которых всегда считалась верхом изыска, символизировали эмоции, чувства и качества человека. Алая роза всегда была олицетворением любви и страсти, белая лилия – девственности и чистоты, красная лилия – кровь Спасителя, ландыши – слезы Богоматери, незабудки – воспоминания и т. д.
В европейских странах с незапамятных времен существовали особые правила, в соответствии с которыми составлялись букеты. Эти каноны были продиктованы модными направлениями, стилями, религиозной символикой и другими культурно-историческими моментами. Так, в эпоху классического средневековья большой популярностью пользовались богатые букеты, поставленные в емкости из железа или олова для цветов. Любимыми цветами в это время были лилии, розы, маки, ирисы и ландыши.
В готический период европейского Средневековья появились вазы и кувшины с граненой поверхностью удлиненной формы, сделанные из стекла и керамики. Это были годы, когда католическая церковь пользовалась огромным влиянием, поэтому лилии как символу девственности и чистоты отдавалось особое предпочтение.
Для Ренессанса характерна мода на вазы и кувшины для цветов в античном стиле: с одной или двумя ручками. Обычно такие вазы симметричными и невысокими. Композиции собирались из роз и различных других цветов, которые размещались в вазе своеобразными ярусами, так как одни цветы были на длинных стеблях, а другие имели короткие ножки.
В середине XVII века в европейской культуре появилось новое направление -- стиль барокко, который просуществовал вплоть до конца XVIII века. Этот стиль ввел в моду пышные цветочные композиции, в которых органично сочетались цветы, разнообразные фрукты и иногда даже мумифицированные бабочки. Растения размещали в высоких стеклянных или фарфоровых сосудах и ребристых чашах на вытянутых ножках.
Почти в одно и тоже время со стилем барокко развивался и другой стиль европейской культуры – рококо. Для цветочной композиции в этом стиле использовались различные цветы, помещенные в невысокую хрустальную или фарфоровую вазу округлой формы. Высота растений должна была быть выше в несколько раз, чем емкость для них.
С эпохой классицизма появились и новые требования к составлению цветочной композиции. Теперь это был большой букет, помещенный в емкость для цветов с очень узким горлышком. Особой популярностью пользовались классические алые розы без листьев, которые гармонировали с целомудренной лилией или изысканными нарциссами. Комбинации роз с несколькими колосьями пшеницы считались признаками тонкого вкуса.
Конфигурации ваз и материалы, из которых их делали, оставались прежними, такими же, как и в эпоху рококо и барокко.
Проходили годы, сменялись века, на смену одному флористическому направлению приходило другое. В XIX веке в моду вошли большие роскошные композиции, в которых цветы сочетались с разнообразными декоративными элементами – такими, как перья павлина, сушеные пальмовые листья и экзотические растения. Такие цветочные композиции обычно перевязывались лентами, декорировались кружевами и другими модными деталями. Они выглядели очень пышно и нередко даже несколько неестественно.
XX век открыл новые возможности в развитии искусства декорирования интерьеров посредством цветов и декоративных растений, составления букетов из срезанных цветов. Начало прошлого века ознаменовалось различными модернистскими течениями в европейском искусстве. Они не могли не отразиться в флористическом искусстве, причем во многих европейских странах искусство составления цветочных композиций имело самобытный характер.
Кроме традиционных ирисов, роз и лилий при составлении букетов стали использовать яркие цикламены, белоснежные каллы и благородные гладиолусы. Конфигурация емкостей для цветов к этому времени также претерпела изменения. Теперь они могли быть различной высоты и объема, но обязательно обтекаемой формы. Появились вазы из однотонного цветного стекла.
Широкую известность приобрело японское искусство оставления композиций из цветов – икебана. В ней все составляющие букета – такие, как цветы, ваза и декоративные элементы, а также их размеры должны обязательно сочетаться между собой и гармонировать.
Каждый букет, как правило, составляют три основных компонента, которые олицетворяют три основные мировые стихии: небо, человека и землю. Ветка, означающая землю, должна быть самой большой, олицетворяющая человека – немного меньше, а символизирующая землю – совсем маленькой. Эти элементы должны сочетаться с объемом предназначенной для них вазы.
Если у нее маленький объем, основная ветка должна быть равной ему по размерам. При составлении композиции в сосуде среднего размера она должна превышать ее величину в полтора раза. Если для икебаны берется большая емкость, величина этой ветки должна быть больше нее в два раза. Размер ветви, которая символизирует человека должен равняться трем четвертям от трех четвертых основной ветви.
Ветви растения опускаются в воду после того, как их концы наискось подрезают. Цветы, которые будут использоваться в композиции, также подвергаются предварительной подготовке, которая заключается в обрезании перпендикулярно концов стеблей. Угол наклона ветвей и стебель при составлении икебаны может варьироваться от пятнадцати до семидесяти пяти градусов относительно горизонтали.
Если для составления икебаны флористом используется низкая емкость, общий силуэт композиции может быть, как вертикальным, так и наклонным. Если форма икебаны наклонная, главная ветвь должна быть отклонена в правую сторону под углом в сорок пять градусов, а средняя ветвь – в левую сторону под в пятнадцать градусов, а ветвь, которая символизирует землю следует расположить рядом с центральной ветвью под углом семьдесят пять градусов.
Если композиция должна быть вертикальной, то центральна ветвь должна отклоняться в левую сторону на пятнадцать градусов, а ветвь, олицетворяющая человека – в эту же сторону на сорок пять градусов, а самая маленькая веточка – в правую сторону на семьдесят пять градусов. При этом все элементы композиции должны быть направлены вперед.
В низких емкостях для цветов, букет фиксируют, накалывая его составляющие на основу. Ели он располагается в высоком сосуде, его можно закрепить, используя разные способы. Например, фиксировать внутри вазы или корзины две палочки, представляющие собой отрезки длинных веток, в виде крестовины. Такого рода крепления очень хорошо помогают удержать весь букет.
Иногда к отрезкам можно приделать одну из веток, а потом поставить в вазу. Есть и другой способ: ветку подрезают и ставят в емкость таким образом, что поверхностный слой наклонного среза вплотную прилегал к ее стенке.
При изготовлении японской композиции необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Перед тем как составить букет, нужно заранее приготовить все необходимые компоненты: вазу, цветы, ветви и другие необходимые аксессуары.
2. Осваивая искусство японской цветочной композиции, в первую очередь необходимо научиться правильно устанавливать ветви и только потом – цветы и другие аксессуары.
3. Главную роль в икебане, как правило, играет ветка, символизирующая небо. Она должна выделяться своей высотой и эстетическими данными. Следует заранее представить, как она будет расположена, под каким углом и с какими деталями будет сочетаться.
4. Если для композиции выбраны излишне густые ветки, их нужно обязательно проредить, оставив самые утонченные и красивые.
5. Цветы, листья и ветви не должны друг друга загораживать.
6. Если стебель полый, необходимо проследить, чтобы он не обломился. Для этого в него желательно вставить тонкий стержень или проволоку.
7. Когда цветочный букет будет готов, следует проследить за тем, чтобы ваза или корзина стояла так, как было планировалось ее создателем.
8. При составлении икебаны не желательно использовать слишком много цветов. Важно помнить, что главное в композиции –идея произведения и асимметричность конфигурации.
9. Травяные стебли рекомендуется связать тонкой нитью, чтобы они не рассыпались.
10. Для того чтобы большие и толстые ветви стояли в вазе удобно, перед тем, как приступить к созданию композиции, их необходимо обрезать, заострить и немного разделить концы.
11. При составлении икебаны желательно уделить особое внимание тому, чтобы листья не были залиты водой. Зритель должен видеть их только с наружной стороны.
12. Чтобы цветочный букет был устойчивым, самую крупную ветвь можно гвоздями прибить к дощечке или крестовине, а мелкие детали приколоть.
Восточные, европейские и славянские традиции составления цветочных композиций из садовых, полевых и комнатных растений сегодня повсеместно используются при оформлении современной квартиры. Но важно не забывать о том, что живые садовые срезанные цветы могут быстро увянуть.
Поэтому, используя флористику для декорирования интерьера, основное предпочтение следует отдавать комнатным растениям, которые живут в течение нескольких лет. Из садовых цветов желательно выбирать такие, которые длительный период времени могут находиться в воде, не лишаясь своих декоративных качеств. Это, например, разнообразные сорта хризантем, астры, гвоздики или розы.
Нужно мысленно смоделировать, под каким углом зрения, на каком уровне цветы и другие элементы композиции будут смотреться наиболее выигрышно. Их желательно располагать таким образом, чтобы они смотрелись наиболее выразительно. Поэтому нужно с предельной точностью вычислить угол направления на них светового потока источника освещения.
Не менее важным условием для создания удачной цветочной композиции является выбор правильного фона. Контрастный фон будет приковывать внимание в целом к букету, а нюансный позволит его рассмотреть в деталях. Также важно подобрать гармоничные подставки, корзины и вазы для композиции.
Рассматривая тот или иной цветочный букет, зритель невольно задумывается о том смысле и символизме, которое придал ему его создатель. Композиция вызывает у нас определенный ассоциативный ряд, эмоции и чувства и оживляет какие-либо события из нашей жизни. Такие растительные аранжировки способны отражать человеческий внутренний мир, его эстетическое восприятие мира.
При декорировании цветами отдельной комнаты или всего дома целиком флористы рекомендуют руководствоваться не только собственным вкусом или интуитивным умением красиво и гармонично расставить растения или создать эстетичную цветочную композицию, но и знанием правил аранжировки.
Как бы то ни было, каждый может попробовать выразить себя через творчество и создать своеобразную композицию из живых цветов или сухих трав, которая в течение долгого времени будет украшать дом и придавать ему уникальный колорит.
При проектировании декора интерьера можно создать такие цветочные букеты, которые будут соответствовать определенным темам, которые будут выражать внутренне состояние человека, его настрой, а также вызывать определенные чувства: радость, печаль, надежду или ожидание чуда.
Это могут быть праздничный букеты, посвященные новогодним каникулам или дню рождения, а также зимний, весенний, летний или осенний этюды. Название композиции может отображать цветы и аксессуары, которые используются при ее изготовлении.
Можно придумать аранжировку на доисторическую тему, в оформление которой войдут мхи и папоротники. Из этих же материалов, но с добавлением живых цветов можно создать композицию со сказочным названием «Ночь на Ивана Купалу».
Из алых гвоздик, украшенных георгиевскими ленточками и свечами можно создать праздничную композицию к Дню Победы.
На Новый Год трудно обойтись без корзинки с еловыми веточками, фруктами и переливающимися гирляндами.
Главное проявить фантазию, и сюжет для оригинального букета всегда найдется! Цветы композиция из них – это творчество, которое затягивает.