Елена – студентка наших курсов Профессия флорист и Флорист Профи. Она прошла длинный и очень интересный путь от химика до флориста и собственника бизнеса. Что бывает, когда идёшь навстречу желаниям и как можно совместить любовь к цветам и химическое производство – читай в интервью.
Расскажи, кто ты по профессии?
Я химик-технолог. Отучилась по специальности «Минеральные удобрения». Шла туда с любовью и училась с кайфом. Но жизнь диктует свои правила и уже студенткой я стала работать в активных продажах.
Когда пришло время выпуска, на те должности, которые предлагали наши химические гиганты, были просто смешные зарплаты и соглашаться на них не было смысла. Поэтому продолжила работать в продажах. Уверенно росла в этом направлении: была на должностях коммерческого директора и развивала, как правило, технические бренды.
Как давно увлекаешься цветами и как решилась пройти курс Профессия флорист?
Всегда параллельно со своими техническими делами я была и остаюсь творческим человеком. Всегда любила рисовать. Недавно убиралась в темнушке и обнаружила, что она просто завалена картинами из цветов! А ведь это я это никогда не анализировала.
Уже во взрослом, школьно-осознанном возрасте я много рисовала маслом и было такое странное состояние, словно я недо-художник. Я получала удовольствие от процесса, рисовала безоценочно, но потом какой-то внутренний критик все обесценивал: как я могу рисовать, если даже художку не закончила – туда запретили ходить родители, потому что на пути был опасный перекрёсток.
Потом масло забросилось: началась учёба-работа и вообще много всего. И я сама не заметила, в какой момент моя темнушка стала складом флористических материалов. Она была набита палками, оазисами, корзинками и лентами. Все букеты для друзей и семьи я делала сама. И продолжала испытывать это чувство, словно я «недо-»… Делаю с кайфом, у меня идёт импульс, но я не знаю о законах и правилах составления букетов, иногда остаюсь не совсем удовлетворена результатом.
В тот момент тогда я и увидела Ляйсян и поняла, что хочу учиться. Я уже взрослая и мне никто не запретит двигаться к своих увлечениям. Когда я пришла, мне кажется, это были не 8 дней, а целая жизнь. Было получено миллион ответов. Был долгий путь от моей темнушки, где я была сама по себе, творила так, как понимаю сама. А тут пришла спираль в мою жизнь, даже свадебный букет! Много всего.
Но помимо техники пришло отношение к флористике – за это я буду долго благодарить Ляйсян. Я научилась уважать флористику и относиться к ней как к искусству.
Да, я вышла с курса и вернулась к своему темпу жизни. Иногда я стала позволять брать коммерческие заказы, но тем не менее флористика пока оставалась моим хобби, просто на более качественном уровне.
Теперь ты делаешь краску для цветов. Как тебе пришла идея связать увлечение и профессию?
У меня не было такой мысли. Это та история, где я сначала вошла в этот процесс, потом оглянулась назад и поразилась, насколько вселенная всё складывает, что ничего не бывает просто так!
Представьте себе: любовь к цветам. Фундаментальная профессия и образование химика. Всю жизнь работала в продажах и развитии брендов – чужих брендов. Это колоссальные знания и умения, и там было много хороших учителей.
Когда я сделала рывок и заявила о себе, что я – Лотос. Вся моя жизнь сложилась как пазл. Оказалось, что ничего не было просто так.
Вообще идея пришла не мне, а моему со-партнёру. Я тогда была в декрете и очень рьяно взялась за эту идею. Моя жизнь превратилась в эксперименты, которые я очень любила. Это было интересно и сложно. Чтобы прийти к результату, нужно было провести около 1000 опытов!
Состав был получен, и дальше дело пошло в более творческое русло. Это была колористика: выбрать цвета, определиться с оттенками – это было непростое занятие, но оно очень меня увлекало.
Был запущен продукт, но ещё не было моего бренда. На тот момент я вложила в создание большую частичку себя. Но в этот период мы разошлись с партнёром по жизненным ценностям и приоритетам.
Ещё я не понимала, зачем мне продолжать этим заниматься: это же не моя идея! Но голос интуиции шептал: «Ты не должна это оставлять». Делая это дело, хотелось совершать ещё больше. Делать больше, говорить об этом. Говорить по-другому. Но ведь это не мой проект и это чувство душило. Тогда я себе говорила: «Здесь так много вложено моих усилий, моего труда, что я не могу это просто взять и оставить, перестать этим заниматься!»
Тогда и родился проект Лотос. Я ни минуты не думала, как он будет называться, как он будет выглядеть. Это уже лилось, появился какой-то зелёный свет и с той минуты я делала так, как чувствовала.
Был создан определённый маркетинг, бренд, название, форма. Запустилось производство. Стало всё как-то органично получаться. Люди стали приходить нужные. Всё стало налаживаться.
Расскажи немного про процесс создания краски?
Он не очень интересный в производственном цикле. Это определенной смешение ингредиентов: сначала делается колористика, пигментная основа. Дальше уже дело технологии: всё определённым образом смешивается, дальше – запечатка, наклейки, логистика.
Создание – был процесс о задачах. Первая: как цветок красится. Что нужно, чтобы он покрасился и не умер. Был найден баланс.
Был ряд транспортировочных задач и задач хранения. Например, год назад мы только задумывались над циклами заморозки и разморозки, то после Крокуса, собрав флористов со стран Таможенного Союза, с разных уголков нашей огромной страны, мы стали оттачивать эти задачи…
Например, для Магадана мы делаем специальный продукт: из-за особенностей региона мы не можем отправить даже определённый объём жидкости.
После этого пришла идея: а что, если продлить жизнь цветка? Есть же отдельная тема. Да, другая технология, но возможность-то есть!
Я стала работать дальше. Это целая философия бережного отношения к цветку. Нам не всё равно, что будет с цветком после окрашивания. Было много циклов экспериментов, после этого мы достигли того состава, с которым идём.
Да, это заметно не на всех цветах. Например, тюльпан: он выдерживается в краске недолго и у него и так короткий жизненный цикл. Для нас очень показательная хризантема сорта Балтика. Окрашенная, она стоит дольше, чем не окрашенная. Для нас это большой шаг вперед, хотя мы об этом не кричим. Возможно, это мой перфекционизм не позволяет раскручивать этот факт в маркетинг.
Мы не кричим об этом и не пишем на этикетках, но наша краска действительно продлевает жизнь цветку.
Минеральный комплекс действительно работает, но мы не пишем об этом ещё и потому, что масса цветов, сортов, ситуаций. Процесс индивидуальный с каждым сортом, цветком, теплицей, и я не беру на себя ответственность заявить об этом. Но я благодарна флористам, которые дают такую обратную связь. Которые наблюдают, анализируют. Наблюдают за процессом окрашивания и тем, что происходит после, на следующий день.
Мы говорим об этом тихонечко, но не кричим.
Что сейчас изменилось?
Год назад было больше производственного процесса. Стояли задачи наладить цикл, банки, этикетки, отточить все этапы.
Ещё это же очень страшно – выйти и заявить о себе. После этого уже нет точки возврата: нужно работать. Сказать, что я что-то не успеваю или у меня не получается – нельзя.
Сейчас технологический процесс уже налажен. На первый план выходит философия, творчество, отношения. И от этого производственный процесс и развивается, мне кажется. Есть какое-то крутое творческое состояние, благодаря которому вся эта машина уже работает.
Перелом произошёл в Крокусе, однозначно. Я ехала как производитель и очень переживала. Было столько ожиданий, страхов. Думала, там столько крутых флористов, а кто я? Я же недофлорист, просто прошла базовый курс, что же я буду рассказывать?
Когда этот страх дошёл до своего пика, я просто выдохнула и сказала себе: «Будь что будет!» Я приехала, сама выкрасила свои букеты, без флористов. Покайфовала. У меня не было плана, какие это будут букеты и композиции. Получилось то, что шло в моменте.
Никогда не забуду тот момент, когда ко мне подходят первые флористы, начинают говорить: «А это что за цвет? У вас такие интересные оттенки!» И они все скопились около букета, где я как раз много что смешала, не успевала оформить стенд и делала как-то по накатанной. Я начинаю рассказывать, что тут смешала эти цвета, а здесь вообще не знаю что брала, потому что смешиваю интуитивно. Что очень люблю вот эти три цвета смешивать, они для меня как база. И я понимаю, что вообще забыла про этот страх. Что я на какой-то волне начинаю с ними общаться на темы, которые мне в радость и удовольствие. Я делюсь знаниями безоценочно, не сравнивая себя ни с кем из них. Просто рассказываю, что я делаю, что я получаю и как мне это нравится.
Единственное, о чём я сожалею, что не могла это заснять. Я поднимаю глаза и меня окружает огромное количество народа с горящими глазами. Всем интересно, каждый пытается спросить о чём-то своём. Все вовлечены в процесс, кто-то снимает на телефон. Я запомнила это чувство и вот в этот момент у меня произошёл перелом. Нет смысла бояться, я буду просто говорить то, что внутри меня, как я экспериментирую, расту в этом.
Моя краска – это как палитра, а вы – художники. Всё то же самое, что и с рисованием картин. Творите, экспериментируйте, не ставьте себе ограничения. Смотрите вокруг!
Я однажды собрала придорожную траву, увидела её под другим ракурсом, покрасила и получила огромное удовлетворение.
Уберите все эти блоки, что вы что-то там себе недостаточно чего-то. Просто творите!
Сейчас я в этом состоянии. Я не стесняюсь. Сейчас больше кайфа в моей жизни и удивительным образом производство стало будто вторично и работает просто на благо этого волшебства.
Получено определённое состояние, которое загружает моё производство. Я не стараюсь продать, «пропихнуть »: ко мне приходят мои люди и я не занимаю ничьи ниши. Ни с кем не соревнуюсь, никого не выбиваю и не расстраиваюсь, если кто-то не работает со мной. Живу с лозунгом: «Мои люди ко мне придут, мой флорист меня найдёт. Мой продукт будет ему полезен и он меня услышит»
Почему продолжаешь обучаться флористике?
Я просто уже без неё не могу. Я уже поверила в себя, вкусила этот качественный и творческий диалог с флористом. Параллельно с тем, что говорю флористам: «Не ограничивайте себя, экспериментируйте невзирая на ваш профессиональный опыт», но в то же время понимаю, что я реализовалась и напиталась рядом с профессионалами.
Я не знаю, случилась бы вся моя история, если бы я когда-то не пришла на курс и не поменяла отношение к флористике.
Безусловно, спасибо вашей школе и лично Ляйсян за знания и отношение к цветам как к искусству. Будучи на курсе Профи уже не стеснялась того, что не практикую как другие флористы, не собираю спираль с закрытыми глазами. Но я не меньше, чем те профессионалы, которые со мной на курсе, позволяла себе творить. Верила в себя и не ограничивала. Так же, как и остальные, раскрывалась, получала знания, общалась с классными творческими людьми.
Мне кажется, что всегда есть куда расти. Есть много знаний, техник, тем, вопросов, которыми живут флористы. Это и моя жизнь.
Твой совет тем, кто любит и флористику, и свою профессию?
Во-первых, не нужно себя недооценивать и ограничивать. Нужно идти за желанием творить, делать красивое, делать инсайты в своей голове и воплощать их в жизнь.
Не бояться убрать цензора, который нам мешает. При этом параллельно всё-таки развиваться. Тянуться к тем, у кого хочется учиться. Напитывать себя окружением творческих людей. Смотреть красивые работы, фотографии, картины.
Я жажду знаний. Жажду лишнего разговора, видео – там, где я могу напитаться знаниями. А когда я чувствую творческий импульс, я стараюсь максимально отпускать себя и кайфовать от процесса.
Поэтому ищите баланс и наслаждайтесь своей профессией.
Вместо итога
Оглядываясь назад, я понимаю, что прошла большой путь. И это не про то, как сделать большой бизнес на позитиве. У меня было иначе.
Говорят, чтобы подняться – сначала нужно упасть. Начало было самой низкой, наверное, точкой: душевной боли, поиска себя. И это желание через силу идти свой путь. Полная переоценка вообще всего, непонимание – а моя ли это история.
Сейчас я могу сказать утвердительно: да, она моя. Она будто Богом создана для меня. Если бы это было против Вселенной, какого-то Божественного сознания, дорога не была бы лёгкой в плане знаковости. Все кусочки пазлов сходились. Я видела, что когда человек идёт не туда – все будто бы против него. А у меня огромный подарок судьбы и мне кажется, моё дело – то, где я себя нашла.
Не откладывай решение, которое изменит и твою жизнь к лучшему. Жми на форму чтобы выбрать подходящий курс от Kazanflowerschool именно для твоей истории!